КАШИН — ГОРОД РУССКОГО СЕРДЦА

До чего же непредсказуемая эта штука – вдохновение! Вот собиралась я написать о Смоленске, который мы с Аликом посетили по пути из Беларуси, но – посмотрела телепередачу, где шла беседа о купцах-коллекционерах, и вспомнила про маленький город Кашин в Тверской области. Чуть позже вам станет ясно, почему…

Кашинский краеведческий музей

Старинный русский город Кашин разделил судьбу большинства небольших провинциальных городов России. В средние века он был удельным княжеством с неприступной крепостью, даже чеканил свою монету – «кашинский пул»… А сейчас словно остался в стороне от большой и кипучей жизни.

Впервые упоминается Кашин в Никоновской летописи в 1238 году – сильно тогда разорили его ордынцы. То есть сейчас ему уже почти восемь веков. Однако существует легенда, что основан был город Юрием Долгоруким еще раньше – в 12-м веке. В любом случае примечательно то, что для основания города-крепости было выбрано уникальное место – полуостров в виде сердца с высокой горой, который огибает река Кашинка. За что и прозвали его «городом русского сердца». В соответствии с канонами средневекового зодчества на горе построили крепость – кремль с 15 сторожевыми башнями. На территории крепости располагался княжеский двор с дружиной, а за ее стенами размещался посад, где селились ремесленники да торговый люд. К сожалению, древние памятники кремля не сохранились до нашего времени…

В стародавние времена, когда Тверь соперничала с Москвой за власть на северо-востоке Руси, Кашин переходил во владение то Московского, то Тверского княжества. Ну а в конце 15-го века, когда Русь избавилась от ордынского ига, вокруг Москвы стало формироваться новое государство, в которое вошли, наряду с другими, и Тверь и Кашин.

Начиная с момента своего существования Кашину немало досталось: междоусобные распри русских князей, разбойные нападения татар, которые во времена ордынского ига чувствовали себя безнаказанными… Позже, в 17-м веке – нашествие поляков, эпидемия чумы и страшный пожар, практически уничтоживший город…

В 18-м веке кашинские купцы стали активно сотрудничать с новой столицей – Санкт-Петербургом, Заключали выгодные сделки и снабжали армию Петра I оружием и продовольствием. Растущие доходы частично вкладывали в развитие родного города – тогда в нем появилось множество каменных храмов и домов.

Вообще-то старинный русский город Кашин знаменит не только своей историей, целебным источником и курортом… Более всего он знаменит своей покровительницей – святой благоверной княгиней Анной Кашинской. Дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича, она родилась в Кашине примерно в 1279 году. В 1294 году Анна стала женой тверского князя Михаила Ярославича. Суровое время ордынского ига уготовило ей суровую судьбу с множеством горестных испытаний: сначала в Орде был зверски казнен ее муж, князь Михаил, оклеветанный своим племянником, московским князем Юрием. Позже всё в той же проклятой Орде были казнены два ее сына и внук.

Анна приняла монашеский постриг с именем София (в некоторых источниках – Ефросиния). Свой иноческий подвиг она видела в молитвах, помощи странникам, нищим и сиротам, заступничестве за тех, кого защищать было некому… Младший и единственный оставшийся в живых ее сын Василий, княживший в Твери, построил в Кашине Успенский монастырь для своей матери, и Анна перебралась в Кашин. Там приняла схиму (особо строгий обет православного монашества), вернув себе прежнее имя – Анна, а в 1368 году, в 90-летнем возрасте, она умерла.

О ней забыли до 1611 года, до того момента, когда некоему болящему пономарю Герасиму она явилась во сне, после которого тот исцелился. Княгиню вновь стали почитать, а в 1650 году причислили к лику святых. Сам царь Алексей Михайлович приезжал в Кашин для участия в освящении Воскресенского собора, куда перенесли обретенные нетленные мощи святой. Всё было чрезвычайно пышно и торжественно.

Однако вскоре святую Анну Кашинскую стали почитать старообрядцы за двуперстное благословение, в котором замерла ее рука, и тогдашний патриарх Иоаким запретил поклонение ее мощам, а в 1677 году святая княгиня и вовсе была деканонизирована. И это единственный случай в истории православной церкви. Несмотря на запреты почитание Анны Кашинской не прекращалось, к ее мощам по-прежнему шли люди со своими бедами, горестями, просьбами о выздоровлении и исполнении самого заветного…

Прошло еще 230 лет, прежде чем было принято решение повторно канонизировать благоверную княгиню. В 1908 году город отправил к императору депутацию из самых именитых кашинцев с ходатайством о восстановлении прославления святой Анны. Ходатайство было удовлетворено, Синод принял решение восстановить ее почитание. И 25 июня 1909 года в Кашине снова прошли пышные торжества, на которых присутствовали: московский митрополит, тверской архиепископ, 12 архиереев, 30 архимандритов, 100 священников и десятки тысяч паломников со всей России. В крестном ходе участвовала и великая княгиня Елизавета Федоровна, сама впоследствии причисленная к лику святых. С 1993 года день второго прославления святой Анны Кашинской стал отмечаться как День города, а саму святую и по сей день считают покровительницей Кашина.

Почему я так подробно рассказала об Анне Кашинской? Потому что поразилась истории ее жизни и еще больше – истории двойной канонизации. А также потому, что каким-то мистическим образом она оказалась причастной к истории крещения нашей старшей внучки Адели. Поскольку такого имени в православном списке не значится, мы решили крестить ее с именем Анна, имея в виду святую Анну, мать Богородицы. Крещение проходило в старинном храме 17-го века во имя Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Узкое, на юго-западе Москвы.

Портрет Якова Осиповича Кункина,
отца Иоасафа Яковлевича Кункина,
основателя музея.

С присущей мне любознательностью после крещения я стала изучать историю этого храма и обнаружила несколько интересных совпадений, которые можно было бы назвать знаками. Оказалось, что обряд проходил в приделе святой Анны Кашинской, про которую до этого дня я и не слышала, а переодевали Адель ровно под иконой этой русской святой. Может, это всё означало, что покровительницей нашей Анны-Адели стала именно святая благоверная княгиня Анна Кашинская? Я считаю, что да.

Но вернемся в Кашин. Эпиграфом к своему рассказу я сделала цитату русского художника Алексея Венецианова (тоже не смогла удержаться и не рассказать о своем удовольствии, когда ее прочитала). Конечно, с тех пор, как он написал эти слова, церквей в Кашине вдвое (если не больше) уменьшилось, но эти легкие, возносящиеся в небо купола-луковки по-прежнему восхищают взор.

Однако более всего восхитил нас Кашинский краеведческий музей. Вот где хранится История – в уникальных, богатейших экспонатах, предметах старины и быта, в подлинных документах! И тут я напомню о купцах-коллекционерах. Дело в том, что основателем музея считается кашинский купец Иоасаф Яковлевич Кункин – коллекционер, археолог и меценат, потому что значительную часть музейного собрания составляет его коллекция древностей и старины, собранная еще в 19-м веке.

С 1935 года музей располагается в помещении храма Входа Господня в Иерусалим. Сейчас, когда здания храмов возвращают православной церкви, существует опасность, что и краеведческому музею придется искать новое помещение. Но как сроднились его экспозиции со стенами Входоиерусалимского храма! Они удивительно гармонично сосуществуют, и мне кажется, что эта гармония будет разрушена, если музей перенесут…

Купеческие портреты и одежда

Обзор экспозиции начинается с предметов старины и быта из коллекции Кункина, словно погружая нас в ушедшее время. Тут и старинный паспорт, где вместо фотографии дается словесное описание его владелицы, и девичий кокошник, украшенный речным жемчугом, и деревянные венчальные венцы, и пряничные доски – пряниками, оказывается, славилась не только Тула. (Кстати, кашинские пряники мне показались даже вкуснее.) Портреты кашинских купцов и их жен, сосредоточенных и неулыбающихся, с обязательными руками, унизанными кольцами, на переднем плане. Предметы одежды, кружева и вышивка, рекламные плакаты, прялки, ткацкие станки, бороны, косы, серпы – в общем, всё, чем пользовались в быту наши предки. Я, конечно, застывала от восхищения у платков с золотным шитьем, у кружевных пелерин и платьев, у вышитых шелком и бисером подушечек и ридикюлей…

Вот такими были паспорта.
Там написано, что «объявитель сего….
уволен в разные города Российской
Империи для собственных надобностей…»

Каким же образом эти вещи оказались в музее маленького города Кашина? Оказывается, один из кашинских дворян, Григорий Васильевич Лихачев, полковник лейб-гвардии Конного полка, очень интересовался личностью Наполеона, и из своих путешествий по Европе в 1830-х годах привозил вещи, так или иначе связанные с Бонапартом. И мебель, и фарфор, и множество других вещей и вещичек в стиле ампир, модном в те времена, украшали усадьбу «Устиново», которая принадлежала семейству Лихачевых до 1917 года. В экспозиции даже есть фотография, где дамы сидят за столиком с фарфоровыми медальонами Наполеона и его маршалов.

Но совершенно открыли мы рты от удивления, когда увидели севрский фарфор с изображениями походов Наполеона. Экспозиция так и называется «Наполеоновская гостиная». Помимо севрского сервиза и ваз со сценами наполеоновских походов там есть еще столик с фарфоровыми медальонами, изображающими самого Бонапарта и его маршалов, и две декоративные колонны с портретами Наполеона, Жозефины и Марыси (то бишь Марии Валевской, прекрасной полячки, возлюбленной Наполеона). На каждой колонне по два портрета. На колонне с портретом Марии Валевской, похоже, изображен ребенок. Поскольку мы ходили по музею без экскурсовода, а смотрительница зала поглядывала на нас не очень дружелюбно (кстати, редкий случай для провинциальных музеев – обычно наоборот, мы всегда находим общий язык), спросить было не у кого, а в буклете, который мы купили в музее, объяснения я тоже не нашла. Но я подумала, что это мог быть портрет сына Марии и Наполеона – Александра, в судьбе которого знаменитый отец все же принимал участие.

Кираса и оружие времен Смуты.

В общем, краеведческий музей в Кашине оставил самые приятные воспоминания. Захотелось вернуться туда, чтобы еще раз окунуться в его волшебную атмосферу, где Время словно сконцентрировалось…

После музея мы поехали в Воскресенский собор, где до 1930 года покоились мощи святой Анны Кашинской (сейчас они находятся в Вознесенском соборе). Дорогу нам любезно объяснила служащая музея, добавив, что раньше там был Дом культуры, куда она в юности бегала на танцы.

Грандиозный Воскресенский собор возвышается над городом, а колокольня и вовсе уносится в небо. Нынешний собор построен в 19-м веке на средства кашинского купечества. Позже строительство «теплого» храма и колокольни финансировал купец 1-й гильдии Николай Васильевич Терликов. Он был «королем» кашинской виноторговли и «во искупление грехов» пожертвовал на строительство сумму, в несколько раз превышающую годовой бюджет тогдашнего Кашина. На колокольне установили часы с курантами, приобретенные в Германии, на Лейпцигской ярмарке. Их мелодичный звон до сих пор разносится над городом. На колокольню можно подняться и полюбоваться городом с высоты птичьего полета, что Алик и сделал, а я не рискнула. Я зашла в пустынный храм (службы не было), обошла его, присела на лавку около стены и тихонько посидела среди икон. Со мной присела поговорить приветливая местная женщина, которая помогала в храме, – она показала мне, где висит чудотворная икона Анны Кашинской, хранящаяся в соборе. Я дождалась Алика, мы вышли и поехали в Калязин, а потом в Углич, где остановились в одном из отелей.

Ирина Геналиева

Обновлено: 19.02.2022 — 22:58

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.